Главные новости » Наука и технологии » В Америке обнаружен динозавр, живущий в подземных норах

В Америке обнаружен динозавр, живущий в подземных норах

Эпоха динозавров не длилась исключительно над землей. Недавно обнаруженный предок тесцелозавра демонстрирует доказательства того, что эти животные проводили по крайней мере часть своего времени в подземных норах. Новый вид способствует более полному пониманию жизни в середине мелового периода — как над землей, так и под землей. Новое исследование было опубликовано в The Anatomical Record.

Новый динозавр, Fona [/Foat'NAH/] herzogae, жил 99 миллионов лет назад на территории нынешнего штата Юта. В то время эта территория представляла собой большую пойменную экосистему, зажатую между берегами огромного внутреннего океана на востоке и действующими вулканами и горами на западе. Это была теплая, влажная, грязная среда с многочисленными реками, протекающими через нее.

Палеонтологи из Университета штата Северная Каролина и Музея естественных наук Северной Каролины обнаружили окаменелость и другие образцы того же вида в отложениях Массентучит формации Сидар-Маунтин в 2013 году. Сохранность этих окаменелостей, а также некоторые отличительные черты навели их на мысль о возможности рытья нор.

Fona был небольшим травоядным динозавром размером с большую собаку с простым строением тела. У него нет колокольчиков и свистков, характерных для его богато украшенных родственников, таких как рогатые динозавры, бронированные динозавры и гребнистые динозавры. Но это не значит, что Фона был скучным.

Fona разделяет несколько анатомических особенностей с животными, известными тем, что копают или роют норы, например, большие двуглавые мышцы, сильные точки крепления мышц на бедрах и ногах, сросшиеся кости вдоль таза — вероятно, для обеспечения устойчивости при копании — и задние конечности, которые пропорционально больше передних. Но это не единственное доказательство того, что это животное проводило время под землей.

«В палеонтологической летописи преобладают более крупные животные, в первую очередь потому, что в пойменных условиях, таких как Массентучит, мелкие кости на поверхности часто разбрасываются, гниют или попадают в отходы до захоронения и окаменения», — говорит соавтор исследования Хавив Авраами из Университета штата Северная Каролина.

«Но Fona часто находят целой, со многими костями, сохранившимися в изначальной позе смерти, грудью вниз с расставленными передними конечностями, и в исключительно хорошем состоянии», — говорит Авраами. «Если бы она уже находилась под землей в норе до смерти, это сделало бы такой тип сохранности более вероятным».

С этим согласна Линдси Занно, доцент кафедры научных исследований в Университете штата Северная Каролина, руководитель отдела палеонтологии Музея естественных наук Северной Каролины и соавтор работы.

«Скелеты Fona встречаются в этой области гораздо чаще, чем мы могли бы предсказать для небольшого животного с хрупкими костями», — говорит Занно. «Лучшее объяснение того, почему мы находим их так много и извлекаем их небольшими группами по несколько особей, заключается в том, что они жили, по крайней мере, часть времени под землей. По сути, Fona проделала за нас тяжелую работу, закопавшись по всей этой области».

Хотя исследователям еще предстоит идентифицировать подземные норы Fona, туннели и камеры его ближайшего родственника Oryctodromeus были найдены в Айдахо и Монтане. Эти находки подтверждают идею о том, что Fona также использовала норы.

Родовое название Fona происходит от предковой истории сотворения народа чаморро, который является коренным населением Гуама и тихоокеанских Марианских островов. Fo'na и Pontan были братом и сестрой исследователями, которые открыли остров и стали землей и небом.

Видовое название дано в честь Лизы Херцог, менеджера по палеонтологическим операциям Музея естественных наук Северной Каролины, за ее неоценимый вклад и преданность делу палеонтологии.

«Я хотел отдать дань уважения коренной мифологии Гуама, откуда родом мои предки чаморро», — говорит Авраами. «В мифе Fona стала частью земли, когда умерла, и из ее тела возникла новая жизнь, что для меня связано с окаменением, красотой и творением. Скорее всего, Fona была покрыта пушистым пальто из разноцветных перьев. «Название вида дано в честь Лизы Херцог, которая принимала непосредственное участие во всей этой работе и обнаружила один из самых исключительных образцов Fona, состоящий из нескольких особей, сохранившихся вместе в том, что, вероятно, было норой».

Fona также является дальним родственником другой известной окаменелости из Северной Каролины: Willo, образца Thescelosaurus neglectus, который в настоящее время хранится в музее и также, как полагают, имеет приспособления к полуроющему — или частично подземному — образу жизни. Исследование было опубликовано в конце 2023 года Занно и бывшим научным сотрудником Университета Северной Каролины Дэвидом Баттоном.

«T. neglectus находился в самом конце этой линии — его предок Fona жил примерно 35 миллионов лет назад», — говорит Авраами.

Исследователи полагают, что Fona играет ключевую роль в расширении наших знаний об экосистемах мелового периода.

«Fona дает нам представление о третьем измерении, которое может занимать животное, перемещаясь под землей», — говорит Авраами. «Это обогащает ископаемые летописи и расширяет известное разнообразие мелких травоядных, которые остаются плохо изученными, несмотря на то, что являются невероятно неотъемлемыми компонентами меловых экосистем».

«Люди склонны иметь близорукий взгляд на динозавров, не поспевающий за наукой», — говорит Занно. «Теперь мы знаем, что разнообразие динозавров охватывало весь спектр: от крошечных древесных планеров и ночных охотников до ленивоподобных травоядных и, да, даже подземных убежищ».